Государственный Эрмитаж


Сант-Петербургский Эрмитаж по праву может называться музеем-дворцом, где огромное значение играют не только бесценные экспонаты, но и сами интерьеры, хранящие красоту и память минувших эпох России. Роскошь дворцов Эрмитажа, их архитектурная эстетика создают у посетителей ощущения визита в действительный храм искусств. Слава и популярность Эрмитажа только в «сухом статическом остатке» выражается в цифре посетителей свыше 3 млн. человек в год.


История Эрмитажа


Image titleНачинался Эрмитаж с коллекций, приобретенных Екатериной Великой. Условным «днем рождения» этого музея считается поступление в 1764 году в счет русской казны 225 картин немецкого купца Гоцковского. Эти произведения фламандцев и голландцев Гоцковский собирал для прусского короля, но они ушли в Россию в качестве расчета по долгам. Такое приобретение Екатерины ко всему прочему должно было еще и продемонстрировать Европе силу и компетенцию русской государыни, а также успехи ее внешней политики.


Музей во время правления Екатерины Великой



После этого все послы, доверенные лица императрицы и крупные «бизнесмены» получили от августейшей особы распоряжение приобретать все лучшее, что возникало в Европе в то время. Так Д.Голицын, который считается одним из значительных подвижников в деле создания отечественного музея Эрмитаж, приобретает для него работу Рембрандта «Возвращение блудного сына». По его же настоянию императрица покупает библиотеку Д.Дидро. Интересно, что сама библиотека хранилась до смерти своего хозяина его в доме, сам хозяин, великий просветитель Д.Дидро был учрежден Екатериной в должности хранителя и получал за это регулярную оплату. Так Екатерина Великая создала себе репутацию «просвещенной монархини», которая обеспокоена судьбой деятелей культуры.Эрмитаж в СПб

Д.Дидро в ответ активно способствовал получению Екатериной лучших коллекций и собраний. Кроме картин императрица приобретает графические коллекции и собрания скульптур, в том числе и работу самого Микеланджело «Скорчившийся мальчик». В одной из английских коллекций вместе с этой работой великого мастера Екатериной были куплены и античные бюсты и статуи. Кроме прямых приобретений, Екатерина практикует и непосредственные заказы крупным мастерам. Таким образом, императрица становится одним из самых крупных коллекционеров своего времени, к ее смерти собрание Эрмитажа насчитывает около 4 тыс. полотен.


С Екатериной заканчивается и первый этап развития Эрмитажа. Интересно, что аферисты того времени ухитрились «впарить» императрице даже копии, такое событие имело место в 1779 году. А одна коллекция, приобретенная Д.Голицыным в 1771году, пошла на дно вместе с кораблем, ее перевозившим.

Эрмитаж во время правления Александа I


Со времени правления Александра I в Эрмитаж покупают не только собрания, но и отдельные экспонаты. В 19 веке Эрмитаж начинает собирать картины русских живописцев, для которых впоследствии продумывается создание Русского музея в Михайловском дворце. В Эрмитаже к тому же начинает формироваться коллекция из археологических раскопок и собраний дарений от отечественных коллекционеров.

После революции фонды музея обогащаются национализированными частными коллекциями из дворцов Строганова, Шереметьева, Шувалова, Юсупова и проч.

Эрмитаж во время и после войны

Малый тронный зал ЭрмитажВо время войны все фонды собрания Эрмитажа в третий раз эвакуируют (первая эвакуация была осуществлена в 1812году). Отношение и значение коллекций Эрмитажа для России выразилось здесь в том, что ни одна художественная ценность не была утеряна за это время. Урон, нанесенный советской властью, выражен в потере музеем 48 шедевров, которые были проданы в 1929/34 годах.

За время Великой Отечественной войны здания Эрмитажа значительно пострадали, но к ноябрю 1945 все коллекции вернулись на свои места и 69 залов готовы были принять посетителей.

Коллекции Эрмитажа неуклонно растут и пополняются. Для огромных фондов и экспозиций Эрмитажу в конце 20 века были переданы еще два здания – Меншиковский дворец (1981) и восточная часть здания Генерального Штаба на Дворцовой (1999). С 2001 года Эрмитаж владеет коллекцией в 35 тыс. предметов музея Ломоносовского фарфорового завода, а с 2003года отдельные художественные выставки проводятся в Старой деревне в специально оборудованном современном павильоне.